О противодействии коррупции в таможне

Коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взяток, получение взяток, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами (ФЗ «О противодействии коррупции).

Противодействие коррупции – скоординированная деятельность федеральных и региональных органов государственной власти, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц по предупреждению коррупции (профилактике коррупции), уголовному преследованию лиц, совершивших коррупционные преступления (борьба с коррупцией), и минимизации и/или ликвидации их последствий.

Правовая основа противодействия коррупции.

Правовую основу противодействия коррупции составляют Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, а также нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты иных федеральных органов государственной власти, нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальные правовые акты.

Условия коррупции:

  1. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью – властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению (чиновник, депутат, судья, сотрудник правоохранительных органов, администратор, экзаменатор, врач).
  2. Главным стимулом к коррупционным действиям является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий.
  3. Главным сдерживающим фактором – риск разоблачения, привлечения к юридической ответственности и наказания.

Факторы, способствующие коррупции в таможенных органах:

  1. Благоприятными для развития коррупции являются органы исполнительной власти государства, а особенно те из них, деятельность которых связана с большими объемами денежных средств. Естественно, что в первую очередь к таким органам относятся таможенные органы, играющие важную роль в пополнении доходной части бюджета.
  2. Кроме того, таможенная служба обеспечивает национальную безопасность и защиту общества, содействует развитию внешней торговли.

В Концепции развития таможенных органов борьбе с коррупцией уделено особое место. Механизмы такой борьбы многообразны. К ним относятся:

  1. Максимальное внедрение информационных технологий, позволяющих свести на нет непосредственное общение таможенника и участника ВЭД и обеспечить максимальный технологический контроль над действиями должностных лиц таможенных органов (например: широкое внедрение электронного декларирования и отделение таможенника от участников ВЭД в процессе принятия решений по таможенному оформлению и контролю товаров).
  2. Оснащение таможенных органов современной досмотровой техникой, в том числе ИДК на пограничных пунктах пропуска.
  3. Ротация руководителей таможенных органов.
  4. Повышение материального обеспечения таможенников, которые на сегодняшний день остаются самой малообеспеченной и социально незащищенной группой среди сотрудников правоохранительных органов.

В ФТС России была разработана аналитическая программа ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007-2009 гг.» (Приказ ФТС России от 5 октября 2006 г. N 964 «Об утверждении Аналитической программы ФТС России «Борьба с проявлениями коррупции и должностными преступлениями в таможенных органах на период 2007 — 2009 гг.»).

Коррупционные преступления характеризуются высоким уровнем латентности. Дело в том, что «сделки», заключаемые с должностным лицом, обоюдовыгодны, свидетелей их совершения, как правило, нет. Даже вымогательство взятки не всегда бывает обжаловано, поскольку люди в различных странах не питают доверия к процессу борьбы с коррупцией. Следует отметить и приспособительную характеристику коррупции, которая постоянно меняет свой вид.

Наибольшая часть возбуждаемых уголовных дел в отношении таможенников приходится на получение взяток: 2004 год — 39,4%, 1-е полугодие 2005 года — 25,0% от общего числа преступлений. За последние пять лет число уголовных дел, возбужденных по коррупционным преступлениям, возросло на 28,8% (2000 — 194; 2004 — 250, 2005 — 252).

Этому способствуют:

  • отсутствие четкой законодательной базы для борьбы с коррупцией;
  • неисполнение законов и низкий уровень правосознания и нравственного климата в стране, потеря нравственных ориентиров, когда преступники выглядят «образцами для подражания»;
  • высокий уровень коррумпированности государственного аппарата и бизнеса в целом;
  • недостатки в подборе, изучении и расстановке кадров;
  • недостаточная оплата труда;
  • отсутствие четкой регламентации действий таможенника и должного контроля за его работой, способствующее недобросовестному отношению к своим служебным обязанностям и нарушениям дисциплины, недостаточная личная примерность руководителей таможенных органов;
  • низкий уровень воспитательно-профилактической работы руководителей всех уровней;
  • недоработки в таможенном законодательстве, позволяющие находить «лазейки» для преступных элементов и безнаказанно допускать нарушения таможенных технологий;
  • кадровый протекционизм (родственный, земляческий, приятельский, корпоративный, национальный), позволяющий недобросовестным участникам ВЭД и коррумпированным таможенникам продвигать на должности своих людей и с их помощью выстраивать коррупционные схемы, извлекая незаконные прибыли;
  • покровительство как несправедливое поощрение денежными средствами, материальными или иными благами лиц или групп лиц на основе существующих отношений, а не за заслуги в службе;
  • иные негативные явления и факторы.

Определение времени для предоставления недостающих документов – ст. 131 ТК РФ «Если отдельные документы не могут быть представлены одновременно с таможенной декларацией, по мотивированному обращению декларанта в письменной форме таможенные органы в письменной форме разрешают представление таких документов в срок, необходимый для их получения, но не позднее чем в течение 45 дней после принятия таможенной декларации, если иной срок для представления отдельных документов и сведений не предусмотрен настоящим Кодексом. Декларант представляет в письменной форме обязательство о представлении документов в установленный срок».

Выдача предварительных решений по классификации товаров в соответствии с ТНВЭД – ст. 41 ТК РФ.

Это право можно было бы передать независимым негосударственным организациям.

Наиболее распространенными видами коррупционных преступлений, совершаемых таможенниками, являются:

  1. Получение взятки (ст.290 УК РФ).
  2. Превышение должностных полномочий (ст.286 УК РФ).
  3. Халатность (ст.293 УК РФ).

Указанные преступления составляют больше половины от общего числа преступлений.

Международно-правовые акты противодействия коррупции

  1. Межамериканская конвенция о борьбе с коррупцией, принятая Организацией американских государств 29 марта 1996 г.
  2. Конвенция о борьбе с коррупцией, затрагивающая должностных лиц Европейских сообществ или должностных лиц государств-членов Европейского союза, принятая Советом Европейского союза 26 мая 1997 г.
  3. Конвенция о борьбе с подкупом иностранных должностных лиц в международных коммерческих сделках, принятая Организацией экономического сотрудничества и развития 21 ноября 1997 г.
  4. Конвенция об уголовной ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 27 января 1999 года (ратифицирована РФ 26 июля 2006 г.).
  5. Конвенция о гражданско-правовой ответственности за коррупцию, принятая Комитетом министров Совета Европы 4 ноября 1999 г.
  6. Конвенция Африканского союза о предупреждении коррупции и борьбе с ней, принятая главами государств и правительств Африканского союза 12 июля 2003 г.
  7. Конвенции Организации Объединенных Наций против транснациональной организованной преступности (вступила в силу 29 сентября 2003 г.).
  8. Конвенция ООН против коррупции от 31.10.03 (ратифицирована РФ 17 февраля 2006 г.).

Источники регулирования противодействия коррупции в РФ:

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции» (с изменениями и дополнениями)