Обратный звонок
+7 (499) 703-30-71
info@r-cg.ru
Главная » В ожидании перемен

В ожидании перемен

news0017612 апреля в Москве прошла конференция «Таможня и ВЭД 2016: диалог бизнеса и власти», организованная The Moscow Times. О том, какие вопросы обсуждались на конференции, рассказывает наш московский корреспондент Ольга Заикина

Прежде всего участники конференции познакомились с новым министром по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии Мукаем Кадыркуловым, в своем выступлении обозначившим основные направления, над которыми сейчас работает таможенный блок ЕЭК. Среди них создание единой системы идентификации участников ВЭД, выработка эталонной модели единого окна и, конечно, продолжение подготовки проекта Таможенного кодекса ЕАЭС.

К сожалению, особой конкретики в отношении заявленных тем не прозвучало, из чего можно сделать вывод, что значимых прорывов пока нет. Правда, касаясь отсылочных норм кодекса, министр отметил: «В процессе обсуждения мы пришли к тому, что полностью отойти от национальной специфики не сможем, но в проекте максимально закладываются отсылки не на наднациональное законодательство, а на уровень ЕЭК», то есть если раньше норма формулировалась: «в порядке, определяемом национальным законодательством», то в новом кодексе будет написано: «в порядке, определяемом Комиссией». Это позитивная новость – значит несмотря на позицию казахстанской стороны разработчики все-таки стараются сохранить тенденцию на унификацию норм для всех стран Союза.

И все же остается только сожалеть, что работа над новым кодексом, ориентированным на электронные технологии, и единым окном, позволяющим упростить осуществление ВЭД, так затянулось, поскольку в течение ближайшего пятилетия мир, похоже, перейдет к новому формату экономики вообще и внешней торговли в частности, и неадекватное госрегулирование может стать фактором, который сделает российский бизнес неконкурентным. Тему основных мировых трендов затронули в своих выступлениях Сергей Канавский, исполнительный секретарь Делового совета ШОС, рассказавший о вариантах экономического партнерства между странами ШОС и ЕАЭС, Олег Прексин, вице-президент, председатель комитета по международной деятельности Ассоциации российских банков, акцентировавший внимание на необходимости активизировать усилия по включению России в экономический пояс «Шелковый путь», и Олег Дунаев, председатель комитета по логистике Торгово-промышленной палаты РФ.

Он подчеркнул, что сегодня многие страны встали на путь модернизации экономики через развитие транспортно-логистической и торговой инфраструктуры и Россия также должна подготовиться к работе в новых условиях. Для этого следует отказаться от отношения к логистике как просто к транспортировке товаров, а рассматривать ее как технологию управления цепями поставок и сетевым взаимодействием компаний.

В ходе второй сессии от вопросов хотя и важных, но все же относящихся к завтрашнему дню, участники конференции перешли к обсуждению проблем сегодняшних. Виталий Сурвилло, вице-президент «Деловой России», руководитель рабочей группы Агентства стратегических инициатив по дорожной карте «Совершенствование таможенного администрирования», подвел итоги четырехлетней работы над этим документом, отметив его главный недостаток, из-за которого не удалось достичь всего, на что надеялся бизнес: «Дорожная карта в целом отражала скорее взгляд профессионалов, в данном случае таможенников, на то, как надо менять таможенное администрирование, поэтому, к сожалению, все четыре года мы так или иначе исправляли недочеты в той системе, которая была создана Федеральной таможенной службой и в которой главной задачей является сбор платежей в бюджет».

Тем не менее многое было сделано, по мнению эксперта, объективно сегодня мы находимся в лучшей позиции, чем в 2012 году, и работа по улучшению таможенного администрирования продолжается. В частности, с апреля в Большом порту Санкт-Петербурга и дальневосточных портах стартовал эксперимент по упрощению таможенных процедур, который с 1 января 2017 года планируется расширить. В рамках этого пилотного проекта применяются новые индикаторы эффективности работы таможенников, а участникам ВЭД вменяется в обязанность предъявлять таможенному инспектору всего три документа: коносамент, сертификат происхождения и инвойс либо контракт.

Что же касается концептуальных вопросов – роли таможни, ее основных задачах, оптимальном способе осуществлять пополнение доходной части бюджета, они остаются нерешенными, считает Виталий Сурвилло, и это понимают не только эксперты, но и представители ФТС и высшей государственной власти. Поэтому периодически предпринимаются попытки что-то поменять, последняя из которых происходит как раз сейчас – имеется в виду передача ФТС в ведение Минфина. «Более того, формируется дорожная карта о некоем симбиозе ФНС и ФТС, – сказал Виталий Сурвилло, – которая начнется с объединения баз данных этих ведомств. И со стороны Минфина практически в еженедельном режиме идут консультации с экспертами и бизнесом относительно того, какие шаги следует предпринять для решения проблемы серого импорта и вообще серой торговли; упрощения и ускорения таможенных процедур и переносе акцента контрольных мероприятий на этап после выпуска; максимальной автоматизации всех процессов таможенного оформления».

Планы поистине наполеоновские, и едва ли кто-нибудь сегодня возьмется предсказать степень их реализуемости. Одно можно сказать наверняка – работа Минфину предстоит гигантская, и ведомство к ней только приступает. Алексей Артемьев, советник отдела нормативного регулирования определения таможенной стоимости Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Министерства финансов, представил анализ проблем таможенного контроля после выпуска товаров на примере контроля таможенной стоимости, из которого следует, что у разных госорганов пока нет даже единого понимания по принципиальным вопросам постконтроля.

Возникают вопросы также относительно соответствия законодательству некоторых решений ФТС, например приказа ФТС от 25.08.2009 № 1560 «Об утверждении Порядка проведения проверки документов и сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств». Татьяна Зыблева, заместитель начальника Главного управления таможенного контроля после выпуска товаров Федеральной таможенной службы в ответ разъяснила позицию таможенников, попутно сообщив о намерении ФТС в рамках административных регламентов ограничить сроки проведения камеральных проверок, чего давно добивался бизнес. Вопрос только в том, когда эти регламенты вступит в силу, – сроки выхода нормативных актов таможенной службы теперь сильно удлинятся (одно из явно негативных последствий снижения статуса ФТС).

На конференции были рассмотрены и другие актуальные для практиков темы, в том числе связанные с проблемами интернет-торговли и МПО: с докладами выступили Артем Соколов, исполнительный директор Ассоциации компаний интернет-торговли,  Ирина Тетерева, начальник отдела специальных таможенных процедур Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России, и Вячеслав Коломоец, руководитель департамента операционной деятельности «Почты России». Вся третья сессия была посвящена анализу досудебной практики таможенных споров.

2017-01-20T12:55:16+03:0014.4.2016|