Обратный звонок
+7 (499) 703-30-71
info@r-cg.ru
Главная » Как государство пытается заработать на страсти россиян к шопингу

Как государство пытается заработать на страсти россиян к шопингу

Российские власти четыре года мечтали превратить трансграничную интернет-торговлю в дойную корову для бюджета. В 2017 году такие возможности наконец появились: началось тестирование автоматизированной системы для сбора пошлин на покупки в иностранных интернет-магазинах. Мало кто уже вспоминает об исходной цели реформ — преодолении мошенничества, все механизмы для ее реализации существуют и не требуют роста пошлин. И все более явной становится реальная задача пополнения бюджета за счет кошельков граждан

В последние годы все дискуссии о мерах по увеличению сборов с покупок из иностранных интернет-магазинов разбивались аргументом о том, что в стране нет инфраструктуры для быстрого оформления таможенных пошлин с посылок. Появление такой инфраструктуры можно назвать главным итогом 2017 года для рынка трансграничной интернет-торговли. Разрабатывают новый механизм «Почта России» и Федеральная таможенная служба (ФТС). Пилотным проектом стала китайская Aliexpress.com, входящая в Alibaba Group. Именно на Aliexpress.com, по оценке «Почты России», россияне совершают до 80% трансграничных покупок. «Почта России» и ФТС планируют завершить тестирование до 1 апреля 2018 года: в случае успеха в эксперименте предложат участвовать и другим интернет-площадкам.

Параллельно государство проверяет возможность усиления контроля над тратами россиян и другим способом: в декабре стартовал эксперимент ФТС, в котором участвуют курьерские службы DHL, UPS, SPSR, DPD, Pony Express и Boxberry. Выступая в роли таможенных представителей, они получили право оформлять посылки из иностранных интернет-магазинов в адрес физических лиц по электронному реестру. Это быстрее, но зато ФТС резко расширила перечень информации, которая вносится в реестр. Пока никаких поводов признать механизм формально нежизнеспособным нет, то есть в 2018 году ФТС сможет, как и планирует, распространить его на посылки, которые доставляет «Почта России», то есть на львиную долю всех заграничных покупок граждан.

Все эти успехи означают одно: теперь власти смогут принимать быстрые и кардинальные решения по регулированию трансграничной интернет-торговли и страхи потребителей начнут сбываться. Уже вполне официально с 2019 года беспошлинный порог ввоза товаров составит €500 в месяц, а с 2020-го — €200 для каждой посылки. И это не предел: по мнению первого заместителя главы ФТС Руслана Давыдова, беспошлинный порог следует и вовсе обнулить. Произойдет ли это и как скоро, зависит от конечных целей происходящих изменений.

Если вспомнить начало дискуссии о регулировании интернет-торговли, главным аргументом было использование почтового канала недобросовестными предпринимателями, которые ввозят коммерческие партии товаров под видом посылок для личного пользования. Именно об этой проблеме в 2014 году говорил президент РФ Владимир Путин. Но для ее решения столь радикальные меры не нужны: IT-система ФТС, говорят в самой службе, и так уже способна помешать скрытому провозу коммерческих партий товаров. При сопоставлении ИНН и паспортных данных ФТС может выявлять получателей с подложными документами. Таким образом, риск, который поднимали на флаг, инициируя непопулярную в обществе реформу по снижению беспошлинного порога на посылки из-за границы, фактически устранен. Ужесточать условия для граждан теперь может быть нужно только для того, чтобы часть их средств оказалась в государственном бюджете.

На кон поставлено 60 млрд руб. доходов от интернет-торговли в 2019 году, так что если старые аргументы за пересмотр правил игры потеряли вес, то найдутся новые. Например, в администрации президента уже нашли проблему широкого использования в зарубежных интернет-магазинах оплаты денежными суррогатами — это якобы формирует риски, связанные с анонимностью участников трансграничных платежей, и, как следствие, ведет к использованию криптовалют в сомнительных операциях. Так, уже смело можно говорить о смене парадигмы в регулировании интернет-торговли: власти уже не скрывают, что ее проблема прежде всего в самих покупателях.

КоммерсантЪ


Информация взята с сайта:
www.kommersant.ru

2017-12-29T09:17:54+00:00 29.12.2017|